Необходимое и достаточное "И все бы хорошо, да что-то нехорошо," – нередко именно такой фразой можно охарактеризовать наши впечатления от выступлений популярных и не очень вокалистов, певцов и певиц. Разумеется, есть таланты и есть поклонники, и поклонники не видят недостатков у своих кумиров. Но это уже из области психологии и коллективного бессознательного. Мы же говорим о нейтральной ситуации, когда человек пришел в клуб, в концертный зал, чтобы послушать исполнителя незнакомого, или знакомого лишь по фонограммам. Слушает, но чем дальше, тем глубже разочарование. Встреча с «прекрасным» состоялась, но ни радости, ни положительных эмоций не принесла. Странно, ведь студийная запись этого же самого певца-певицы понравилась, вызвала симпатию и желание продолжить знакомство. Что же случилось? Давайте для начала определимся с фонограммами. Нужно понимать, что студийные возможности звукозаписи на сегодняшний день практически безграничны. Техника обработки голоса позволяет скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства. Поэтому на выходе, в результате совместной работы вокалиста, операторов и звукорежиссера продюсер получает идеальный результат. Мы слушаем готовую фонограмму в радиоэфире и нас вштыривает. Теперь разберем ситуацию с живым исполнением. Она неоднозначна. Предположим, концерт проходит на престижной площадке, оборудованной аппаратурой высшего класса, за пультом сидит команда своих звукорежиссеров. В этом случае живое выступление по качеству вокала может не отличаться от студийного. Однако, есть и другой вариант. Концертная площадка средней руки, такой же аппарат, обыкновенный оператор за пультом. Это наш случай. Именно здесь мы были разочарованы в несостоявшемся кумире. Что здесь необходимо отметить: мы видели вокалиста в естественной среде, свет не мешал, но и не помогал, звуковая аппаратура среднего качества создавала вполне объективную картину исполнения. И нам эта картина почему-то не понравилась. Прежде, чем ответить на основной вопрос, замечу, что человеческое восприятие реальности многомерно и учитывает не только информацию, получаемую органами чувств в данный момент времени, но и весь наш предшествующий опыт. Поэтому, оценивая какой-либо из параметров вне контекста, мы должны учитывать определенную условность нашей оценки. Рассмотрим ситуацию «что-то не понравилось» с точки зрения вокала, оставляя пока в стороне все прочие факторы. Что нужно, чтобы для самого себя определить качество исполнения, не ограничиваясь привычными «нравится – не нравится»? Правильно, нужны критерии. А также умение и опыт этими критериями пользоваться. Начнем с критериев. 1. Чистая музыкальная интонация. Сказать по-простому, нужно попадать в ноты. Если в пении присутствуют неточные, фальшивые звуки, все остальные пункты теряют свое значение. 2. Отсутствие слышимых переходов из регистра в регистр. Это значит, что все звуки рабочего диапазона исполнителя должны быть окрашены одним тембром (без учета особенностей драматургии произведения). 3. Наличие вибрато. Существует множество вокальных жанров, где вибрато не предусматривается. Но моя практика показывает, что вибрато, являясь одной из характеристик природного певческого голоса, не менее, чем тембр, определяет его красоту. 4. Ясная, четкая дикция. 5. Харизма. Очень часто, анализируя творчество того или иного исполнителя, я прихожу к выводу, что определяющим фактором его успеха стала необыкновенная привлекательность, какой-то волшебный магнетизм. То качество личности, которое мы односложно называем харизмой артиста. Каждый из критериев требует дополнительной расшифровки и вы, дорогие мои читатели и подписчики, всегда можете обратиться ко мне за советом и консультацией. И, кстати, умение пользоваться пятью базовыми критериями будет полезно не только будущим вокалистам, но и всем меломанам, всем любителям певческого искусства.

Теги других блогов: музыка концерты вокал